MENU

 

 

 

Согласно п. 1 ст. 84 Таможенного кодекса ТС при ввозе товаров НДС уплачивается в том государстве, таможенный орган которого осуществляет выпуск товаров. Соответственно, при импорте товаров на территорию РФ уплата НДС производится налогоплательщиком в Российской Федерации, поскольку выпуск товаров осуществляет российский таможенный орган.

НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, является таможенным платежом и уплачивается таможенным органам (п. 1 ст. 174 НК РФ, ст. 70 ТК ТС). Порядок его исчисления и уплаты регулируется Налоговым кодексом, Таможенным кодексом ТС, а также Законом о таможенном регулировании (Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

В общем случае сумма налога при ввозе товаров исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемая согласно ст. 160 НК РФ:

НДС = (ТС + ВТП + А) x С,

где ТС - таможенная стоимость;
ВТП - ввозная таможенная пошлина;
А - сумма акциза;
С - ставка НДС.

 

О выборе налоговой ставки

Ставка налога 10% или 18% зависит от вида ввозимого на территорию РФ товара (п. 5 ст. 164 НК РФ). При этом коды видов продукции, согласно п. 2 ст. 164 НК РФ, определяются на основании Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТС (Утверждена Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54) (ТН ВЭД ТС), а также Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (Утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301) (ОКП), устанавливающих перечни указанных кодов. На сегодня Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 предусмотрены:

  • Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее - Перечень кодов по ОКП);
  • Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - Перечень кодов по ТН ВЭД ТС).

Примечание. Этим же Постановлением Правительства РФ установлены соответствующие Перечни кодов товаров для детей, которые в рамках данной статьи не рассматриваются.

При наличии кода товара в соответствующем Перечне применяется ставка НДС 10%. При отсутствии кода - 18%.

Предлагаем на конкретном примере посмотреть, как рассчитывается сумма НДС при ввозе товара на территорию РФ, при этом определим, какая должна применяться ставка налога.

Пример 1. Торговый дом "Альянс" ввозит на территорию РФ шампанское, импортированное из Италии. В соответствии с импортным контрактом стоимость партии товара в количестве 1000 бутылок по 0,75 л каждая составляет 100 000 евро.
Какая налоговая ставка должна быть применена при расчете суммы НДС? Какова сумма НДС, подлежащая уплате, если курс евро, установленный Банком России и действующий на дату регистрации таможенной декларации таможенным органом, составляет (условно) 48,49 руб/евро.
Таможенная стоимость партии шампанского составляет 4 849 000 руб. (100 000 евро x 48,49 руб/евро).
Ставка ввозной таможенной пошлины для данного вида товара по коду ТН ВЭД ТС 2204 10 110 0 - 18,1%. Таким образом, величина таможенной пошлины в рублях равна 877 669 руб. (4 849 000 руб. x 18,1%).
Ставка акциза установлена в размере 25 руб. за 1 л (ст. 193 НК РФ). Таким образом, сумма акциза составит 18 750 руб. (0,75 л x 1000 бут. x 25 руб/л).
Определим ставку НДС. В соответствии с Единым таможенным тарифом ТС (Утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54) шампанское включено в группу 2204 "Вина виноградные натуральные, включая крепленые; сусло виноградное, кроме указанного в товарной позиции 2009" под кодом ТН ВЭД ТС 2204 10 110 0. При этом данная группа товаров не включена в Перечень кодов по ТН ВЭД ТС.

Соответственно, при ввозе на территорию РФ партии шампанского ТД "Альянс" должен рассчитать сумму НДС, подлежащую уплате, применив ставку налога 18%. Сумма налога составляет 1 034 175,42 руб. ((4 849 000 + 877 669 + 18 750) руб. x 18%).

Возникает вопрос: каким Перечнем кодов товаров (по ОКП или по ТН ВЭД ТС) необходимо руководствоваться налогоплательщику при дальнейшей реализации на территории РФ данного вида товара в целях определения ставки НДС?

Рассматривая условия приведенного выше примера, отметим, что налогоплательщик также применит ставку 18% и при реализации шампанского на внутреннем рынке. Данная группа товара не включена ни в один из Перечней кодов видов продовольственных товаров, облагаемых по ставке 10%.

 

О применении различных ставок НДС

Однако на практике случаются ситуации, когда при реализации товара на территории РФ может быть применена иная ставка НДС, отличная от налоговой ставки при ввозе товаров.

Пример 2. Торговая компания ввозит в РФ партию товара "Фасоль обыкновенная" (код товара ТН ВЭД ТС 0713 33 900 0) для дальнейшей реализации на внутреннем рынке. При ввозе товаров через таможенную территорию РФ уплачен НДС по ставке 18%, так как в Перечень кодов по ТН ВЭД ТС данный товар не включен.
Какую ставку налога следует применить при реализации партии данного вида товара на территории РФ?
В соответствии с ОКП вид продукции "Фасоль" имеет код 97 1620, который включен в Перечень кодов по ОКП, относится к группе "Зернобобовые культуры основные" (код ОКП 97 1600). Зерна фасоли (код ОКП 97 1621) также отнесены к подклассу "Зернобобовые культуры основные", идентифицируемому под тем же кодовым обозначением (97 1600). Продукция, входящая в данный подкласс, относится к товарной группе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы", и ее реализация облагается НДС по налоговой ставке 10% согласно пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ.
Соответственно, партия фасоли, приобретенная у иностранного контрагента, может быть реализована на территории РФ с применением налоговой ставки 10%.

Однако, действуя подобным образом, налогоплательщик принимает на себя риск возникновения налоговых споров с контролерами.

Согласно официальной позиции (неизменной на протяжении долгого времени), выраженной в разъяснениях Минфина, в целях определения ставки налога при реализации импортных товаров на территории РФ также следует руководствоваться кодами ТН ВЭД ТС. Со ссылкой на п. 5 ст. 164 НК РФ чиновники заявляют, что налогообложение при ввозе товаров и их реализации на территории РФ должно осуществляться по одним и тем же ставкам (Письма от 23.08.2013 N 03-07-07/34690, от 04.07.2012 N 03-07-08/167, от 20.01.2012 N 03-07-07/08, от 12.01.2011 N 03-07-11/04).

Налоговики же занимали и, как показывает реальная действительность, занимают до сих пор позицию, ничем, по сути, не отличающуюся от позиции финансового ведомства: при реализации на территории РФ импортного продовольственного товара, облагаемого НДС при ввозе на территорию РФ по ставке 18%, применяется код ТН ВЭД ТС и ставка НДС, равная также 18%. Иными словами, при ввозе товаров на территорию РФ и при их дальнейшей реализации на внутреннем рынке должны применяться единые ставки НДС. Свое мнение налоговики основывают на том, что в примечании к Перечню кодов по ОКП указано: принадлежностьотечественных продовольственных товаров к перечисленным продовольственным товарам подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП), приведенных в этом Перечне, кодам ОКП, указанным в национальном стандарте, отраслевом стандарте и техническом условии. То есть в данном документе представлен порядок определения кодов в соответствии с ОКП по продовольственным товарам отечественного производства.

При этом, как разъясняла ФНС, в Постановлении Правительства РФ N 908 отсутствуют правила применения кода ОКП (в случае, если импортируемый на территорию РФ товар реализуется на внутреннем рынке), указывающие на необходимость для целей обложения НДС устанавливать соответствие кода ТН ВЭД ТС коду ОКП. Кроме того, в названном документе не сказано о том, какие именно импортные товары при их реализации на территории РФ подпадают под льготную ставку. В связи с этим применение кода ТН ВЭД ТС должно производиться не только при ввозе товаров на территорию РФ, но и при реализации на территории РФ данной ввезенной продукции.

Кстати, названная позиция ФНС России была выражена в Письме от 01.02.2011 N КЕ-4-3/1420@, однако затем документ был отозван (Письмо ФНС России от 01.07.2013 N ЕД-4-3/11822) с исполнения в связи с обращением Минюста. Отметим, что самого документа Минюста в открытом доступе автору найти не удалось. Поэтому назвать сейчас достоверную причину, по которой Письмо высшего налогового ведомства было отозвано, не представляется возможным.

Разъяснений по данному вопросу от контролеров в дальнейшем также не поступало.

Налоговики в ходе проведения выездных проверок по-прежнему утверждают, что при реализации ввозимых на территорию РФ продовольственных товаров необходимо применять ставку 10% или 18% не в зависимости от кода ОКП, соответствующего этим товарам, а в зависимости от кода ТН ВЭД ТС, по которому они облагались НДС при ввозе.

Иначе говоря, ситуация, в которой при ввозе товара на территорию РФ льготная ставка 10% не распространяется, а при реализации в РФ, наоборот, применяется, контролеров вряд ли удовлетворит. В подтверждение сказанному имеется достаточное количество судебных дел (Постановления ФАС ЗСО от 14.03.2014 N А45-11174/2013, ФАС МО от 27.03.2014 N Ф05-2226/2014, от 13.06.2013 N А40-149420/12-116-261). Отметим, что арбитры в указанных случаях поддержали налогоплательщика, учитывая позицию Президиума ВАС РФ, выраженную в Постановлении от 03.11.2009 N 7475/09. По мнению высших судей, вывод о том, что ставка НДС при реализации на территории РФ импортного товара должна совпадать по размеру со ставкой этого же налога, взимаемого при ввозе на таможенную территорию РФ, не вытекает из закона. Реализация ввезенного товара обусловливает лишь право лица, уплатившего НДС при ввозе товара, на налоговый вычет суммы этого налога, но не влечет исчисления налога при реализации товара на территории РФ по той же налоговой ставке, которая была применена таможенным органом при ввозе товара на таможенную территорию РФ.

Примечание. Налог, уплаченный при ввозе товара для реализации на внутреннем рынке, подлежит возмещению из бюджета путем налогового вычета в соответствии со ст. ст. 171, 172 НК РФ.

Реализация того же товара на территории РФ является самостоятельной операцией, облагаемой НДС, а сумма такого налога подлежит возмещению налогоплательщику покупателем при оплате товара.

Соответственно, для определения вида продовольственного товара, облагаемого НДС при ввозе на территорию РФ по налоговой ставке 10%, нужно руководствоваться Перечнем кодов по ТН ВЭД ТС. При реализации данных товаров внутри страны по пониженной ставке НДС облагаются только те товары, которые перечислены в Перечне кодов по ОКП.

Вместе с тем автору встретилось еще одно судебное разбирательство (речь идет о Постановлении ФАС МО от 05.02.2013 N А40-69232/12-99-400), в котором арбитры не поддержали налогоплательщика, заявив, что применение кода ТН ВЭД ТС производится не только при ввозе товаров на территорию РФ, но и при реализации импортной продукции на внутреннем рынке, то есть без определения соответствия кода ТН ВЭД ТС коду ОКП. Следовательно, при реализации на территории РФ импортных продовольственных товаров необходимо определять ставку НДС, руководствуясь кодами ТН ВЭД ТС.

Кстати, отметим, что Определением ВАС РФ от 03.04.2013 N ВАС-3123/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора указанного Постановления.

 

Обнадеживающая перспектива

В связи со сложившейся неоднозначной ситуацией по данному вопросу, а также в целях обеспечения единообразного подхода к разрешению аналогичных споров ВАС подготовил проект постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (далее - проект).

Так, в частности, в п. 20 названного документа разъяснен вопрос, касающийся порядка применения пониженной ставки при ввозе и реализации товаров, коды которых включены в Перечни, утвержденные Правительством РФ (п. п. 2, 5 ст. 164 НК РФ). ВАС указал, что при рассмотрении споров, связанных с обоснованностью применения ставки 10%, судам необходимо учитывать, что в силу п. 1 ст. 4 НК РФ при осуществлении этих полномочий Правительство РФ не вправе вводить дополнительные основания для ограничения ее применения, которые прямо не вытекают из положений п. 2 ст. 164 НК РФ. Иными словами, применение названной ставки не может быть поставлено в зависимость от того, имела место реализация товара на территории РФ либо данный товар был ввезен на территорию РФ, поскольку из п. 2 ст. 164 НК РФ не вытекает возможности различного налогообложения операций с одними и теми же товарами в зависимости от приведенного критерия.

Для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ со ссылкой хотя бы на один из двух источников - ОКП или ТН ВЭД ТС.

Хотелось бы отметить, что ВАС предложил альтернативный вариант изложения п. 20 проекта. Так, в силу п. 1 ст. 146 НК РФ в объект обложения налогом включается как реализация товаров на территории РФ, так и ввоз товаров на территорию РФ и иные находящиеся под ее юрисдикцией территории. Этим обстоятельством как раз и обусловлено упоминание ОКП и ТН ВЭД ТС в п. 2 ст. 164 НК РФ.

В такой связи при реализации товаров на внутреннем рынке пониженная налоговая ставка применяется в отношении товаров, коды которых установлены в соответствии с ОКП, а при ввозе товаров - в соответствии с ТН ВЭД ТС (как можно заметить, аналогичный вывод сделан высшими судьями в Постановлении Президиума ВАС РФ N 7475/09).

Постановления Пленума ВАС обязательны для применения арбитражными судами, и с даты их опубликования правоприменительная практика считается определенной (В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", а также п. 61.9 Регламента арбитражных судов, утв. Постановлением Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 N 7). В связи с этим если названный проект будет принят (а на момент выхода журнала этого пока не произошло), то налогоплательщикам, полагаем, больше не придется отстаивать свою точку зрения в суде по вопросу применения различных ставок по НДС при импорте товаров на территорию РФ и их дальнейшей реализации на внутреннем рынке. Однако и до вступления в силу указанного документа, как показывает судебная практика, есть немалые шансы на победу.